Исследователи

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"

Малофеев Николай Николаевич

Малофеев Николай Николаевич
Директор ИКП РАО, д.п.н., академик РАО, руководитель Комплексной Программы "Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование ", руководитель Проекта "Социологический анализ и прогнозирование развития системы специального образования"

Разенкова Юлия Анатольевна

Разенкова Юлия Анатольевна
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник



Подписаться на новости

 

Новости института


30.06.17

Специальная помощь детям с трудностями в обучении

Со 2 по 23 июня 2017 года специалисты Института Коррекционной педагогики РАО провели очные 72-часовые курсы повышения квалификации для педагогического коллектива Филипповской школы города Москвы по теме «Специальная помощь детям с трудностями в обучении: реализация ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования и ФГОС среднего (полного) общего образования».

Программа курса включала лекции, практикумы, самостоятельную работу, итоговое эссе.

«Я впервые услышал так глубоко, подробно и грамотно о периодизации читательского развития ребенка, о дошкольных причинах школьных трудностей, о бездумном чтении, о трудностях речевого развития дошкольников, и конечно же, о воспитании и обучении дошкольников: трудностях поведения – интерпретации – помощи. Все услышанное применю в своей работе».
Л.Д. Резников, преподаватель музыки в Филипповской школе, руководитель детской студии «Околица», заслуженный работник культуры РФ, лауреат Правительственной премии РФ «Душа России».

В отзывах после обучения учителя отмечали, что часто встречаемые проблемы утомляемости детей, рассеянного внимания, повышенной тревожности, отсутствия коммуникативных навыков, вызывают у них обеспокоенность и необходимость обращения к специалистам-дефектологам. Поэтому повышение квалификации в этом направлении, информация о существующих пособиях и получение консультаций специалистов, стали важным этапом для их дальнейшего профессионального развития.

«К ИКП неровно дышу с тех пор, как впервые услышала о его замечательной истории (я бы ее назвала биографией). Рафинированная стилистика, которой трудно соответствовать, тоже очень притягательна и уже мало где встречается. Я преисполнилась оптимизма – и не обманулась в ожиданиях. С нетерпением предвкушаю работу в текстовом редакторе и мечтаю добраться до задачника по чтению. Еще обязательно куплю книгу О.С. Никольской «Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение» и книгу о том, как вести дневник событий ребенка».
Л.М. Артемова, преподаватель литературы, классный руководитель 4 «Э» класса НП «Филипповская школа»

В ходе курсовых мероприятий, проводимых ведущими научными сотрудниками Института (докторами и кандидатами наук), обсуждались различные актуальные для педагогов проблемы помощи детям с трудностями в обучении.

Рассмотренные на курсе темы:

Е.Л. Гончарова, д.психол.н., доцент, глав. науч. сотрудник ИКП РАО:
  • Периодизация читательского развития ребенка. Дошкольные причины школьных трудностей. 

  • Бездумное чтение: варианты и пути помощи. 

«...есть проблемы чтения, не связанные с дисграфией и дислексией. Проблемы чтения у нормально развивающегося в целом, грамотного ребенка коренятся в нарушении этапов развития его читательского опыта (читательской компетенции). Е.Л. Гончарова показала нам диагностические приемы в работе с учениками и подбор заданий определенного уровня с помощью авторского задачника по чтению».
Т.Е. Шитикова, педагог дошкольного образования


Е.Е. Китик, к.пед.н., доцент, ст. науч. сотрудник ИКП РАО:

  • Трудности речевого развития дошкольников и пути помощи. Когда нужен логопед? Когда учитель может справиться сам? 

  • Мнимая и истинная дисграфия и дислексия у младших школьников. Когда нужен логопед? Когда учитель может справиться сам? 

«Для меня, как учителя-словесника, работающего в старшей школе (с 5 по 11 кл.), самым важным и, безусловно, новым для меня знанием, стало умение выделять 4 типа ошибок (артикуляционные/акустические или оптические/кинетические). Теперь я, проведя эту «первичную диагностику», смогу качественнее вести индивидуальную работу с детьми и компетентнее давать рекомендации родителям (когда класс соответствует возрасту ребенка, но не соответствует его знанию русского языка, или логопед ставит ребенку все звуки, но не учит хорошо их различать на слух). Раньше, интуитивно чувствуя возможные источники проблемы, я не могла четко и уверенно определить их и сформулировать саму проблему».
Е.Я. Вольская, учитель-словесник


О.С. Никольская, д.психол.н., профессор, глав. науч. сотрудник ИКП РАО:

  • Трудности поведения и способы их преодоления: разбор конкретных детских случаев. 

Е.Р. Баенская, д.психол.н., доцент, глав. науч. сотрудник ИКП РАО:
  • Воспитание и обучение дошкольников: трудности поведения – интерпретация – помощь. Разбор конкретных детских случаев. 

«На лекциях Ольги Сергеевны и Елены Ростиславовны были представлены основные подходы и приемы в работе с детьми-аутистами. Такому ребенку требуются регулярные занятия со специалистом-дефектологом. Ребенок не идет на контакт, проявляет стереотипное поведение, аутостимуляцию (повторяющиеся навязчивые действия), живет постоянно меняющимися впечатлениями. Педагог-дефектолог не борется с этим, а использует для контакта с ребенком, придает смысл всем впечатлениям ребенка. Помещение такого ребенка в школу на определенном этапе дает большой ресурс для его развития, однако требует и больших усилий педагогов, наличие тьютора для постоянного профессионального сопровождения ребенка».
Т.Е. Шитикова, педагог дошкольного образования


О.И. Кукушкина, член-корр. РАО, д.пед.н., глав. науч. сотрудник ИКП РАО:

  • Какие способы оценки достижений младших школьников нужны учителю, ребенку и родителям? 

  • Развивающие и коррекционные компьютерные программы для старших дошкольников и младших школьников. 

«Тема письменной речи детей и помощи детям, у которых трудно складывается письменная речь, которую затронула О.И. Кукушкина, поначалу показалась мне не такой актуальной для дошкольников, а более вызывающей интерес преподавателей словесности начальной и старшей школы. Но по мере глубокого и обстоятельного раскрытия этой темы и для себя я увидела широкое поле деятельности. Это и формирование правильной установки «Я – другой», которая как раз закладывается в дошкольном возрасте и позволяет в будущем преодолеть эгоцентричность и с успехом освоить письменную речь, находя «собеседника» для своих сочинений. Также и развитие воображения, умения рассказывать или описывать события, происходящие с детьми, т.е. формирование развернутой речи. Уникальным был тренинг по созданию инструментария оценки знаний в школе».
С.Ю. Леонова, педагог группы Монтессори Филипповской школы

Особое внимание в курсе было уделено обучению учителей создавать специальный инструментарий оценки достижений детей, позволяющий всем действующим лицам учебного процесса всегда видеть то, пусть самое минимальное, чему научился ребенок: приращение подлинного освоения умения, которое есть всегда. Принцип построения системы контрольных заданий объяснялся и иллюстрировался примерами из математики и русского языка, после чего педагоги создавали наборы заданий по своему предмету для своих учеников.

Прошедшие обучение специалисты Филипповской школы города Москвы – учителя начальной и средней школы, педагоги дошкольного обучения, управленцы и методисты – получили сертификат ИКП РАО о повышении квалификации, засчитываемый при прохождении аттестации педагогических кадров.

Курс показал свою актуальность и востребованность, получив высокую оценку учителей.

Если вы работаете в дошкольном обучении, в начальной, средней или старшей школе, напишите, пожалуйста, ответы на какие вопросы из своей практики вы бы хотели получить от специалистов нашего института? Какие темы по дефектологии для вас сегодня наиболее остры? По каким вопросам вы хотели бы повысить свою квалификацию? Вопросы, пожелания, размышления мы ждем по адресу alekseeva@ikp.email.




Персоналии: О.И. Кукушкина курс курсы повышения квалификации Е.Л. Гончарова курсы ФГОС О.С. Никольская Е.Р. Баенская Е.Е. Китик ФГОС дошкольного образования ФГОС НОО дети с трудностями в обучении


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS