Исследователи

Никольская Ольга Сергеевна

Никольская Ольга Сергеевна
Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук, руководитель Проекта "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"

Кукушкина Ольга Ильинична

Кукушкина Ольга Ильинична
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Руководитель проекта «Разработка и применение информационных технологий в специальном и интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"



Подписаться на новости

 

Новости института


24.05.17

Семья в жизни ребенка с множественными нарушениями: от чувствительного к значимому взрослому

19 мая 2017 года в рамках Международной Конференции «Наука о слепоглухих: соединяя нити знаний» была проведена секция «Семья в жизни ребенка с множественными нарушениями: от чувствительного к значимому взрослому», модератор – д.психол.н. Е.Л. Гончарова. Сотрудники ФГБНУ «ИКП РАО» представили результаты исследований в области налаживания и реконструкции взаимодействия родителей с детьми с различными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Открыл заседание доклад к.психол.н., доцента кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета Н.Л. Плешковой на тему: «Паттерны привязанности у детей с особенностями развития (на примере детей с синдромом Дауна)». Наталья Леонидовна представила взгляд на проблему в рамках динамического подхода. Особый интерес вызвали видео-иллюстрации эксперимента по анализу поведения детей с синдромом Дауна с разными взрослыми.

В выступлениях сотрудников ИКП РАО проблема взаимодействия ребенка с ОВЗ и семьи рассматривалась в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Старшие научные сотрудники ИКП РАО к.психол.н. Е.Б. Айвазян, к.пед.н. Т.П. Кудрина, к.пед.н. Г.Ю. Одинокова представили доклад «Психолого-педагогическая помощь в становлении взаимодействия матери и ребенка с ОВЗ: от исследований к эффективной практике». В первой его части Е.Б. Айвазян раскрыла теоретические основы исследования. Т.П. Кудрина рассказала «Как взрослому стать значимым для ребенка: педагогическая помощь в становлении взаимодействия родителей и малыша с множественными нарушениями», а Г.Ю. Одинокова раскрыла тему «Материнская чувствительность – ресурс развития ребенка: научно-обоснованная практика помощи семье ребенка с ОВЗ». Большой интерес аудитории вызвали сопровождавшие доклад видео-иллюстрации, ярко отражающие перемены во взаимодействии семьи и ребенка, происходящие в ходе коррекционной работы по разработанным методикам.

Главный научный сотрудник ИКП РАО, д.психол.н., доцент Е.Л. Гончарова кратко представила совместный Проект сообщества семей слепоглухих и ИКП РАО «Адресная помощь семье слепоглухого ребенка», смыслом которого является анализ, выявление трудностей и перестройка взаимодействия ближайших взрослых с ребенком. Ожидаемым и достигаемым в ходе сессии результатом является установление развивающего взаимодействия взрослых с ребенком (предыдущие публикации о Проекте: о проведении первой пилотной сессии; о проведении сессии по оказанию помощи семье имплантированного слепоглухого ребенка; о проведении мега-сессии по оказанию помощи двум семьям, воспитывающим слепоглухих детей).

Член-корр. РАО, д.пед.н. О.И. Кукушкина и к.пед.н. А.И. Сатаева продемонстрировали результаты исследований ИКП РАО в области помощи детям с кохлеарными имплантами. Предметом внимания являлась перестройка взаимодействия с близкими на новой сенсорной основе: теория и технология (см. выпуски научно-методического журнала «Альманах Института коррекционной педагогики»: №21 «Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов»; №24 «Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации»). Аудитория живо откликалась на предъявленные видео-иллюстрации перестройки поведения ребенка и семьи в ходе реабилитации.

Ярким завершением работы секции стал доклад А.В. Рязановой, руководителя психолого-педагогической работы в Центре «Пространство общения» МОО «Дорога в мир» – «Основные направления работы специалиста, способствующие развитию взаимоотношений ребенка и его ближайшего окружения». В докладе описывался опыт работы с семьями разных категорий детей, а также работа с подростками и взрослыми. Поднималась важнейшая проблема – необоснованное преувеличение ценности когнитивных и речевых достижений при явно недостаточном осознании ценности эмоционального взаимодействия семьи со своим ребенком, которое является истинным условием психического развития ребенка.

Работа секции завершилась дискуссией, в ходе которой все ее участники выразили глубокую признательность Фонду «Со-единение» за возможность познакомиться с важным накопленным опытом в деле перестройки взаимодействия семьи с ребенком с ОВЗ. Специалисты, участвующие в работе секции, в том числе магистранты МПГУ, выразили интерес и желание осваивать новые технологии перестройки взаимодействия семьи и ребенка с ОВЗ.




Персоналии: конференция Множественные нарушения О.И. Кукушкина А.И. Сатаева Множественные нарушения развития Е.Л. Гончарова Т.П. Кудрина Е.Б. Айвазян Г.Ю. Одинокова слепоглухота Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» секционное заседание


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS