Исследователи

Кукушкина Ольга Ильинична

Кукушкина Ольга Ильинична
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Руководитель проекта «Разработка и применение информационных технологий в специальном и интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Шматко Наталья Дмитриевна

Шматко Наталья Дмитриевна
Ведущий научный сотрудник Института, к.п.н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1999 г.

Коробейников Игорь Александрович

Коробейников Игорь Александрович
Заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, профессор



Подписаться на новости

 

Новости института


14.04.17

Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы

6-8 апреля 2017 года Русская ассоциация чтения совместно с ФГБУК «Российская государственная детская библиотека», Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Научным советом по проблемам чтения РАО, ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН провели в Москве V Международную научно-практическую конференцию «Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы».


В конференции приняли участие более 300 российских и зарубежных специалистов (Норвегия, Словения, Чехия).

6 апреля, в здании Российской государственной детской библиотеки состоялись пленарное заседание и параллельные мастер-классы по проблемам чтения и грамотности в контексте работы Русской ассоциации чтения.

7 апреля прошли параллельные секционные заседания, где обсуждались новые форматы чтения и его поддержки в сфере образования, культуры, книгоиздания и книгораспространения, коммуникации. Отдельное внимание уделялось проблеме цифровой грамотности, информационной безопасности и чтению в Интернете.



Институт коррекционной педагогики РАО в этом году организовал специальную секцию «Успешные проекты для особых читателей». Модераторы: вице-президент РАЧ, д.психол.н., главный научный сотрудник ИКП РАО Е.Л. Гончарова и вице-президент РАЧ, к.филол.н. Н.М. Курикалова.

В работе секции приняли участие сотрудники ИКП РАО, библиотекари и учителя, преподаватели вузов, магистранты (Москва, Санкт-Петербург, Словения).

Открывая секцию, Е.Л. Гончарова подчеркнула, что организаторы Конференции стремились собрать и представить те разработки дефектологов в области обучения осмысленному чтению и письму, которые имеют более широкое значение, и могут быть успешно использованы в отношении детей, не имеющих ограничений здоровья, но испытывающих трудности в обучении.

Секцию открывал доклад вице-президента РАЧ Н.М. Курикаловой «О читательском развитии детей, находящихся на длительном лечении в стационарах, медицинских учреждениях». Обсуждались достижения и трудности в этой новой работе, потребность педагогов в освоении дефектологических методик формирования читательской компетентности у детей с ОВЗ.

Программа секции была главным образом представлена докладами, подготовленными на основе материалов многолетних исследований, проводимых в ИКП РАО.

Старший научный сотрудник ИКП РАО, к.психол.н. М.М. Либлинг представила специальный метод обучения осмысленному чтению и письму детей с РАС посредством создания личного букваря.


В докладе был представлен базовый принцип формирования грамоты у детей с РАС – «От смысла к технике чтения и письма», рассмотрена отличная от традиционных технология работы, анализировались примеры созданных такими детьми личных букварей, обсуждались высокие результаты внедрения этого метода в практику, возможность и целесообразность использования созданного метода в отношении ряда детей с задержкой психического развития, нарушениями речевого развития (подробно познакомиться с материалами ведущих научных сотрудников ИКП РАО вы можете в нашем сетевом научно-методическом журнале «Альманах Института коррекционной педагогики»; серия выпусков, посвященных проблеме детского аутизма: № 18, № 19, № 20, № 23).

Доклад ведущего научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н. О.И. Кукушкиной был посвящен раннему использованию Текстового редактора «Word» в качестве инструмента развития письменной речи детей с ОВЗ. Было показано, что для развития осмысленного письма у младших школьников требуется сочинять с детьми истории об их жизни и редактировать их. Подчеркивалось, что осмысленное редактирование первоначального варианта текста становится значительно более трудным для детей с ОВЗ, поскольку в той или иной степени страдают все действия и операции, необходимые для смысловой организации текста и его правильного языкового оформления. Было убедительно доказано, что традиционно используемые в школьном обучении средства редактирования текста – переписывание и работа над ошибками – являются неподходящими и даже вредными. В докладе было показано, что оптимальным средством является широко используемый взрослыми пользователями текстовый редактор «Microsoft Word». Была представлена специальная методика обучения младших школьников умению создавать, читать и редактировать доступные им тексты при помощи текстового редактора, примерный набор заданий для обучения текстовому редактору на уроках языкового цикла в младшей школе, методику его применения учителем начальной школы, способы взаимодействия с ребенком в ходе освоения текстового редактора, инструменты оценивания достижений (см. методическое пособие О.И. Кукушкиной «Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях»).

Специальные методы и методики обучения грамоте размещены в уникальной электронной библиотеке «Культурно-историческая дефектология», которую подробно представил ее автор и разработчик к.пед.н. И.И. Кукушкин. Было показано, что даже недостаточно осведомленные в дефектологии пользователи могут умело подбирать литературу, используя особую систему поиска.


Профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, д.пед.н. О.А. Красильникова поделилась интересным опытом работы со студентами в образовательном проекте для слабослышащих учащихся «Как хорошо уметь читать!». Были раскрыты возможности объединения ВУЗа и школы в решении проблем читательского развития детей с нарушенным слухом, организации продуктивного взаимодействия всех участников этого процесса.


8 апреля, в третий день работы конференции, вице-президент РАЧ, д.психол.н., главный научный сотрудник ИКП РАО Е.Л. Гончарова прочитала специальную лекцию «Дифференцированный подход к диагностике, предупреждению и коррекции нарушений развития читательской компетентности у детей с ОВЗ». Это заседание объединило членов РАЧ, педагогов школы и Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Слушателям была представлена шкала раннего читательского развития, типология нарушений читательского развития, которые могут служить надежным ориентиром в работе с детьми, чье развитие происходит в столь сложных условиях. Лекция вызвала большой интерес у многочисленной аудитории (более 70 специалистов).

Фотографии предоставлены О. Курикаловой и Е.Китик




Персоналии: конференция Чтение дети с ОВЗ О.И. Кукушкина Альманах ИКП РАО Е.Л. Гончарова И.И. Кукушкин М.М. Либлинг дети с РАС Русская ассоциация чтения РАЧ


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS