Исследователи

Шматко Наталья Дмитриевна

Шматко Наталья Дмитриевна
Ведущий научный сотрудник Института, к.п.н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1999 г.

Коробейников Игорь Александрович

Коробейников Игорь Александрович
Заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, профессор

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"



Подписаться на новости

 

Новости института


14.04.17

Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы

6-8 апреля 2017 года Русская ассоциация чтения совместно с ФГБУК «Российская государственная детская библиотека», Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Научным советом по проблемам чтения РАО, ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН провели в Москве V Международную научно-практическую конференцию «Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы».


В конференции приняли участие более 300 российских и зарубежных специалистов (Норвегия, Словения, Чехия).

6 апреля, в здании Российской государственной детской библиотеки состоялись пленарное заседание и параллельные мастер-классы по проблемам чтения и грамотности в контексте работы Русской ассоциации чтения.

7 апреля прошли параллельные секционные заседания, где обсуждались новые форматы чтения и его поддержки в сфере образования, культуры, книгоиздания и книгораспространения, коммуникации. Отдельное внимание уделялось проблеме цифровой грамотности, информационной безопасности и чтению в Интернете.



Институт коррекционной педагогики РАО в этом году организовал специальную секцию «Успешные проекты для особых читателей». Модераторы: вице-президент РАЧ, д.психол.н., главный научный сотрудник ИКП РАО Е.Л. Гончарова и вице-президент РАЧ, к.филол.н. Н.М. Курикалова.

В работе секции приняли участие сотрудники ИКП РАО, библиотекари и учителя, преподаватели вузов, магистранты (Москва, Санкт-Петербург, Словения).

Открывая секцию, Е.Л. Гончарова подчеркнула, что организаторы Конференции стремились собрать и представить те разработки дефектологов в области обучения осмысленному чтению и письму, которые имеют более широкое значение, и могут быть успешно использованы в отношении детей, не имеющих ограничений здоровья, но испытывающих трудности в обучении.

Секцию открывал доклад вице-президента РАЧ Н.М. Курикаловой «О читательском развитии детей, находящихся на длительном лечении в стационарах, медицинских учреждениях». Обсуждались достижения и трудности в этой новой работе, потребность педагогов в освоении дефектологических методик формирования читательской компетентности у детей с ОВЗ.

Программа секции была главным образом представлена докладами, подготовленными на основе материалов многолетних исследований, проводимых в ИКП РАО.

Старший научный сотрудник ИКП РАО, к.психол.н. М.М. Либлинг представила специальный метод обучения осмысленному чтению и письму детей с РАС посредством создания личного букваря.


В докладе был представлен базовый принцип формирования грамоты у детей с РАС – «От смысла к технике чтения и письма», рассмотрена отличная от традиционных технология работы, анализировались примеры созданных такими детьми личных букварей, обсуждались высокие результаты внедрения этого метода в практику, возможность и целесообразность использования созданного метода в отношении ряда детей с задержкой психического развития, нарушениями речевого развития (подробно познакомиться с материалами ведущих научных сотрудников ИКП РАО вы можете в нашем сетевом научно-методическом журнале «Альманах Института коррекционной педагогики»; серия выпусков, посвященных проблеме детского аутизма: № 18, № 19, № 20, № 23).

Доклад ведущего научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н. О.И. Кукушкиной был посвящен раннему использованию Текстового редактора «Word» в качестве инструмента развития письменной речи детей с ОВЗ. Было показано, что для развития осмысленного письма у младших школьников требуется сочинять с детьми истории об их жизни и редактировать их. Подчеркивалось, что осмысленное редактирование первоначального варианта текста становится значительно более трудным для детей с ОВЗ, поскольку в той или иной степени страдают все действия и операции, необходимые для смысловой организации текста и его правильного языкового оформления. Было убедительно доказано, что традиционно используемые в школьном обучении средства редактирования текста – переписывание и работа над ошибками – являются неподходящими и даже вредными. В докладе было показано, что оптимальным средством является широко используемый взрослыми пользователями текстовый редактор «Microsoft Word». Была представлена специальная методика обучения младших школьников умению создавать, читать и редактировать доступные им тексты при помощи текстового редактора, примерный набор заданий для обучения текстовому редактору на уроках языкового цикла в младшей школе, методику его применения учителем начальной школы, способы взаимодействия с ребенком в ходе освоения текстового редактора, инструменты оценивания достижений (см. методическое пособие О.И. Кукушкиной «Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях»).

Специальные методы и методики обучения грамоте размещены в уникальной электронной библиотеке «Культурно-историческая дефектология», которую подробно представил ее автор и разработчик к.пед.н. И.И. Кукушкин. Было показано, что даже недостаточно осведомленные в дефектологии пользователи могут умело подбирать литературу, используя особую систему поиска.


Профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, д.пед.н. О.А. Красильникова поделилась интересным опытом работы со студентами в образовательном проекте для слабослышащих учащихся «Как хорошо уметь читать!». Были раскрыты возможности объединения ВУЗа и школы в решении проблем читательского развития детей с нарушенным слухом, организации продуктивного взаимодействия всех участников этого процесса.


8 апреля, в третий день работы конференции, вице-президент РАЧ, д.психол.н., главный научный сотрудник ИКП РАО Е.Л. Гончарова прочитала специальную лекцию «Дифференцированный подход к диагностике, предупреждению и коррекции нарушений развития читательской компетентности у детей с ОВЗ». Это заседание объединило членов РАЧ, педагогов школы и Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Слушателям была представлена шкала раннего читательского развития, типология нарушений читательского развития, которые могут служить надежным ориентиром в работе с детьми, чье развитие происходит в столь сложных условиях. Лекция вызвала большой интерес у многочисленной аудитории (более 70 специалистов).

Фотографии предоставлены О. Курикаловой и Е.Китик




Персоналии: конференция Чтение дети с ОВЗ О.И. Кукушкина Альманах ИКП РАО Е.Л. Гончарова И.И. Кукушкин М.М. Либлинг дети с РАС Русская ассоциация чтения РАЧ


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS