Исследователи

Шматко Наталья Дмитриевна

Шматко Наталья Дмитриевна
Ведущий научный сотрудник Института, к.п.н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1999 г.

Коробейников Игорь Александрович

Коробейников Игорь Александрович
Заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, профессор

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"



Подписаться на новости

 

Новости института


14.04.17

Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире

6-7 апреля 2017 года Российский Университет дружбы народов (РУДН) совместно с Министерством образования и науки РФ, Институтом психологии РАО, Психологическим институтом РАН, Институтом коррекционной педагогики РАО, Гданьским Университетом (Польша), Восточно-Европейским Институтом психологии (Украина – Франция), Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Белорусским ГПУ имени Максима Танка, Ярославским государственным университетом имени П.Г. Демидова провели в Москве III Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире».


В конференции приняли участие более 150 российских и зарубежных специалистов.

7 апреля в здании РУДН состоялось пленарное заседание, где обсуждались требующие современных решений проблемы психологии и педагогики.


В докладе «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, их близких и специалистов» вице-президент РАО, директор ИКП РАО, д.пед.н., академик РАО Н.Н. Малофеев сконцентрировал внимание аудитории на необходимости обучения специалистов и родителей прежде всего способам развивающего эмоционального взаимодействия с детьми с ОВЗ, от качества которого непосредственно зависит общее развитие ребенка. Было показано, что обучение технологиям налаживания и перестройки взаимодействия ребенка с ОВЗ с близкими является одной из главных задач современного высшего образования не только дефектологов, но и широкого круга специалистов психолого-педагогического профиля. В докладе также был представлен спектр современных научных решений наиболее острых проблем практики – ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям, реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации, предупреждения тяжелых форм и коррекции РАС, междисциплинарной помощи детям с глубокими нарушениями зрения, комплексными нарушениями развития. Анализировались эффекты предложенных отечественной научной школой дефектологии решений – реабилитационный, социальный, экономический. Доклад сопровождался многочисленными видеопримерами, что вызвало особый интерес аудитории.


7 апреля прошли секционные заседания. Специальная секция, подготовленная совместно РУДН и ИКП РАО, была посвящена обсуждению новой актуальной проблемы практики – развитию ребенка после оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Эта проблема рассматривалась сотрудниками Института на примере детей с кохлеарными имплантами.

Соведущими секции стали член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина и Гражина Шиллинг, преподаватель Гданьского Университета (Польша).


В докладе ведущего научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н. О.И. Кукушкиной и главного научного сотрудника ИКП РАО, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой был представлен теоретический подход к реабилитации детей после КИ, получивший название «ЗП-реабилитация». Было показано, что предложенный подход основывается на современном понимании дефектологами нормального раннего онтогенеза, признании ведущей роли эмоционального взаимодействия с близкими в общем развитии слышащего ребенка первого года жизни, благодаря чему удалось обнаружить «точку запуска» новых сенсорных возможностей ребенка с КИ. «3П-реабилитация» предполагает:
  • перевод глухого ребенка на путь развития слышащего; 

  • перестройку взаимодействия с близкими на новой сенсорной основе; 

  • создание условий для повторного проживания тех этапов раннего развития, что были прожиты ребенком и его семьей в условиях глухоты.

Ведущий научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н. А.И. Сатаева представила результаты диссертационного исследования – авторскую технологию перестройки взаимодействия с близкими на новой сенсорной основе – технологию, проверенную на 90 детях с КИ, не владевших речью до операции и успешно перешедших на путь развития слышащего вследствие проведенной «3П-реабилитации». Подробно анализировались не только три основные сессии в работе сурдопедагога, но и созданная технология перестройки взаимодействия родителей с имплантированным ребенком, включающая 24 шага – по 8 шагов в каждой сессии. Доклад сопровождался убедительными видеопримерами процесса перехода детей с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи.


В докладе ведущего научного сотрудника ИКП РАО, к.пед.н. М.Р. Хайдарпашич рассматривались варианты развития детей после кохлеарной имплантации и соответствующие им варианты образовательных маршрутов. Анализировались детские случаи. Предметом особого внимания стали ошибки в выборе образовательного маршрута ребенка с КИ, перешедшего на путь развития слышащего. Была убедительно доказана необходимость ориентироваться на общее развитие ребенка с КИ при выборе нового образовательного маршрута. Демонстрировались риски в развитии детей, возникающие в тех случаях, когда родители и специалисты не учитывают уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка и выбирают новый образовательный маршрут, ориентируясь исключительно на новые сенсорные возможности ребенка с КИ.


В докладе главного научного сотрудника ИКП РАО, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой были представлены результаты уникального проекта Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Института коррекционной педагогики РАО «Адресная помощь семьям, воспитывающим детей с бисенсорными нарушениями», в котором участвуют медики, специальные психологи, педагоги дефектологи разного профиля, родители детей, сотрудники тех региональных образовательных учреждений, где эти дети воспитываются и обучаются. Было показано, что при отсутствии медицинских противопоказаний кохлеарная имплантация может быть полезной детям со сложными нарушениями развития. Обязательной является реабилитация после КИ, и запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе является основополагающим. Предметом внимания стали достижения и трудности родителей в перестройке своего взаимодействия с ребенком и убедительные доказательства изменений в поведении ребенка при условии налаживания эмоционального взаимодействия на новой сенсорной основе.


В докладе старшего преподавателя кафедры сурдопедагогики РГПУ им А.И. Герцена, к.пед.н. А.С. Люкиной были представлены методы и результаты диссертационного исследования, выполненного под руководством д.пед.н., профессора О.А. Красильниковой.


Исследование было посвящено изучению коммуникативных умений детей с кохлеарными имплантами, не прошедших или не завершивших реабилитацию. Было показано, что при отсутствии или незавершенности реабилитационного процесса, дети с КИ могут проигрывать в коммуникативных навыках слабослышащим детям со слуховыми аппаратами. Большой интерес вызвали диагностические задания для пары детей, выполнение которых требовало от детей организации коммуникации, а также сравнительный анализ результатов их выполнения слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами и детьми с КИ, не прошедшими реабилитацию. Продемонстрировано, что результаты данного исследования коррелируют с результатами исследований ИКП РАО и доказывают, что высокотехнологичная медицинская помощь глухому ребенку – успешная операция КИ – создает предпосылки, но не гарантирует самостоятельного перехода ребенка на путь развития слышащего.


Использованы фотографии с Учебного портала РУДН:
http://web-local.rudn.ru/web-local/kaf/rj/index.php?id=178&p=4489


Персоналии: конференция Н.Н. Малофеев дети с ОВЗ О.И. Кукушкина кохлеарная имплантация А.И. Сатаева Е.Л. Гончарова М.Р. Хайдарпашич Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» дети с КИ дети с особыми образовательными потребностями дети с бисенсорными нарушениями после КИ РУДН


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS