Исследователи

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"

Кукушкина Ольга Ильинична

Кукушкина Ольга Ильинична
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Руководитель проекта «Разработка и применение информационных технологий в специальном и интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Никольская Ольга Сергеевна

Никольская Ольга Сергеевна
Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук, руководитель Проекта "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"



Подписаться на новости

 

Новости института


14.04.17

Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире

6-7 апреля 2017 года Российский Университет дружбы народов (РУДН) совместно с Министерством образования и науки РФ, Институтом психологии РАО, Психологическим институтом РАН, Институтом коррекционной педагогики РАО, Гданьским Университетом (Польша), Восточно-Европейским Институтом психологии (Украина – Франция), Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Белорусским ГПУ имени Максима Танка, Ярославским государственным университетом имени П.Г. Демидова провели в Москве III Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире».


В конференции приняли участие более 150 российских и зарубежных специалистов.

7 апреля в здании РУДН состоялось пленарное заседание, где обсуждались требующие современных решений проблемы психологии и педагогики.


В докладе «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, их близких и специалистов» вице-президент РАО, директор ИКП РАО, д.пед.н., академик РАО Н.Н. Малофеев сконцентрировал внимание аудитории на необходимости обучения специалистов и родителей прежде всего способам развивающего эмоционального взаимодействия с детьми с ОВЗ, от качества которого непосредственно зависит общее развитие ребенка. Было показано, что обучение технологиям налаживания и перестройки взаимодействия ребенка с ОВЗ с близкими является одной из главных задач современного высшего образования не только дефектологов, но и широкого круга специалистов психолого-педагогического профиля. В докладе также был представлен спектр современных научных решений наиболее острых проблем практики – ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям, реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации, предупреждения тяжелых форм и коррекции РАС, междисциплинарной помощи детям с глубокими нарушениями зрения, комплексными нарушениями развития. Анализировались эффекты предложенных отечественной научной школой дефектологии решений – реабилитационный, социальный, экономический. Доклад сопровождался многочисленными видеопримерами, что вызвало особый интерес аудитории.


7 апреля прошли секционные заседания. Специальная секция, подготовленная совместно РУДН и ИКП РАО, была посвящена обсуждению новой актуальной проблемы практики – развитию ребенка после оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Эта проблема рассматривалась сотрудниками Института на примере детей с кохлеарными имплантами.

Соведущими секции стали член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина и Гражина Шиллинг, преподаватель Гданьского Университета (Польша).


В докладе ведущего научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н. О.И. Кукушкиной и главного научного сотрудника ИКП РАО, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой был представлен теоретический подход к реабилитации детей после КИ, получивший название «ЗП-реабилитация». Было показано, что предложенный подход основывается на современном понимании дефектологами нормального раннего онтогенеза, признании ведущей роли эмоционального взаимодействия с близкими в общем развитии слышащего ребенка первого года жизни, благодаря чему удалось обнаружить «точку запуска» новых сенсорных возможностей ребенка с КИ. «3П-реабилитация» предполагает:
  • перевод глухого ребенка на путь развития слышащего; 

  • перестройку взаимодействия с близкими на новой сенсорной основе; 

  • создание условий для повторного проживания тех этапов раннего развития, что были прожиты ребенком и его семьей в условиях глухоты.

Ведущий научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н. А.И. Сатаева представила результаты диссертационного исследования – авторскую технологию перестройки взаимодействия с близкими на новой сенсорной основе – технологию, проверенную на 90 детях с КИ, не владевших речью до операции и успешно перешедших на путь развития слышащего вследствие проведенной «3П-реабилитации». Подробно анализировались не только три основные сессии в работе сурдопедагога, но и созданная технология перестройки взаимодействия родителей с имплантированным ребенком, включающая 24 шага – по 8 шагов в каждой сессии. Доклад сопровождался убедительными видеопримерами процесса перехода детей с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи.


В докладе ведущего научного сотрудника ИКП РАО, к.пед.н. М.Р. Хайдарпашич рассматривались варианты развития детей после кохлеарной имплантации и соответствующие им варианты образовательных маршрутов. Анализировались детские случаи. Предметом особого внимания стали ошибки в выборе образовательного маршрута ребенка с КИ, перешедшего на путь развития слышащего. Была убедительно доказана необходимость ориентироваться на общее развитие ребенка с КИ при выборе нового образовательного маршрута. Демонстрировались риски в развитии детей, возникающие в тех случаях, когда родители и специалисты не учитывают уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка и выбирают новый образовательный маршрут, ориентируясь исключительно на новые сенсорные возможности ребенка с КИ.


В докладе главного научного сотрудника ИКП РАО, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой были представлены результаты уникального проекта Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Института коррекционной педагогики РАО «Адресная помощь семьям, воспитывающим детей с бисенсорными нарушениями», в котором участвуют медики, специальные психологи, педагоги дефектологи разного профиля, родители детей, сотрудники тех региональных образовательных учреждений, где эти дети воспитываются и обучаются. Было показано, что при отсутствии медицинских противопоказаний кохлеарная имплантация может быть полезной детям со сложными нарушениями развития. Обязательной является реабилитация после КИ, и запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе является основополагающим. Предметом внимания стали достижения и трудности родителей в перестройке своего взаимодействия с ребенком и убедительные доказательства изменений в поведении ребенка при условии налаживания эмоционального взаимодействия на новой сенсорной основе.


В докладе старшего преподавателя кафедры сурдопедагогики РГПУ им А.И. Герцена, к.пед.н. А.С. Люкиной были представлены методы и результаты диссертационного исследования, выполненного под руководством д.пед.н., профессора О.А. Красильниковой.


Исследование было посвящено изучению коммуникативных умений детей с кохлеарными имплантами, не прошедших или не завершивших реабилитацию. Было показано, что при отсутствии или незавершенности реабилитационного процесса, дети с КИ могут проигрывать в коммуникативных навыках слабослышащим детям со слуховыми аппаратами. Большой интерес вызвали диагностические задания для пары детей, выполнение которых требовало от детей организации коммуникации, а также сравнительный анализ результатов их выполнения слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами и детьми с КИ, не прошедшими реабилитацию. Продемонстрировано, что результаты данного исследования коррелируют с результатами исследований ИКП РАО и доказывают, что высокотехнологичная медицинская помощь глухому ребенку – успешная операция КИ – создает предпосылки, но не гарантирует самостоятельного перехода ребенка на путь развития слышащего.


Использованы фотографии с Учебного портала РУДН:
http://web-local.rudn.ru/web-local/kaf/rj/index.php?id=178&p=4489


Персоналии: конференция Н.Н. Малофеев дети с ОВЗ О.И. Кукушкина кохлеарная имплантация А.И. Сатаева Е.Л. Гончарова М.Р. Хайдарпашич Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» дети с КИ дети с особыми образовательными потребностями дети с бисенсорными нарушениями после КИ РУДН


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2017 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS