Исследователи

Никольская Ольга Сергеевна

Никольская Ольга Сергеевна
Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук, руководитель Проекта "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"

Шматко Наталья Дмитриевна

Шматко Наталья Дмитриевна
Ведущий научный сотрудник Института, к.п.н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1999 г.

Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна
Доктор психологических наук, соруководитель Проектов "Фундаментальные и прикладные проблемы медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями"



Подписаться на новости

 

Новости института


06.02.18

Академическая наука – практике помощи имплантированным слепоглухим детям

С 26 января по 3 февраля 2018 года проводилась Зимняя школа 2018 «Особенности реабилитации слепоглухих и детей с ТМНР после кохлеарной имплантации», организованная в Парк-отеле «Воскресенское» г. Москвы ресурсным центром «Ясенева Поляна» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Участниками школы стали 19 специалистов (сурдопедагогов, психологов, логопедов) из разных регионов страны, имеющие опыт работы с имплантированными глухими и слепоглухими детьми.

30 января 2018 года стал днем Института коррекционной педагогики РАО, инициировавшего проведение Зимней школы, посвященной проблеме реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

Сотрудниками Института был поставлен вопрос о необходимости организации реабилитации детей после КИ в системе образования и подготовки специалистов, владеющих новыми профессиональными компетенциями.

Главный научный сотрудник ИКП РАО, д.пед.н, член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина прочитала лекцию, в которой раскрыла основные положения разработанной в Институте «3П-реабилитации» и показала ее существенные отличия от «слухоречевой реабилитации». В ходе дискуссии слушатели обнаружили ясное понимание различий данных подходов к реабилитации.

Слушатели лекции проанализировали видеозаписи многих реабилитационных занятий с детьми с КИ и их близкими, получили возможность многократно убедиться в том, что разные дети с КИ могут быть переведены на путь развития слышащего ребенка, вести себя как слышащие, осваивать речь спонтанно как слышащие, достигать уровня развития слышащего, а не слабослышащего ребенка.

Старший научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н. А.И. Сатаева представила «Систему работы сурдопедагога с детьми после КИ» и «Технологию перестройки взаимодействия близких с ребенком с КИ». Слушатели познакомились с логикой и задачами работы сурдопедагога в трех основных реабилитационных сессиях, показателями их завершения, смогли многократно убедиться при анализе видео-примеров в том, что поведение ребенка с КИ после «3П-реабилитации» не отличается от поведения слышащего ребенка раннего возраста.

Особое внимание А.И. Сатаева уделила разработанной технологии перестройки взаимодействия родителей с имплантированным ребенком. Степень подробности проработки этой технологии была представлена в описании 24 шагов в работе сурдопедагога.

Слушатели проявили особый интерес к проблеме развития слепоглухого ребенка после применения высокотехнологичной медицинской помощи, который представила руководитель отдела научных исследований ИКП РАО, д.психол.н., доцент Е.Л. Гончарова. Сообщение о совместном проекте фонда «Со-единения» и ИКП РАО «Адресная помощь семьям, воспитывающим детей с бисенсорными нарушениями» вызвало у слушателей необычайно эмоциональный отклик. При отсутствии медицинских противопоказаний вопрос о том, проводить или не проводить КИ рекомендуется решать в пользу имплантации, вопрос же заключается в том, как реабилитировать слепоглухого ребенка, какой метод применять и на какие достижения ориентироваться. Было показано, что метод «3П-реабилитации» особенно оправдан в реабилитации слепоглухих, так как практика показывает, что все эти дети нуждаются в запуске эмоционального взаимодействия с близкими. Предметом особого внимания стали достижения и трудности родителей в перестройке взаимодействия со слепоглухим имплантированным ребенком и убедительные доказательства изменений в его поведении при условии налаживания эмоционального взаимодействия на новой сенсорной основе. На видео-примерах слушатели убедились в эффективности «3П-реабилитации» и возможности запуска эмоционального диалога специалиста со слепоглухим ребенком с КИ и открывающимися благодаря этому возможностями речевого развития.

В завершавшей встречу дискуссии участники школы высказали желание и готовность осваивать новый отечественный подход к реабилитации слепоглухих имплантированных детей; те, кто уже имел опыт совместной работы, подтвердили на примере своих сложных учеников эффективность предложенного подхода как в отношении имплантированных, так и неимплантированных.

Слушатели выразили глубокую признательность организаторам Зимней школы за подаренную книгу «Дети с кохлеарными имплантами», описывающую 3П-реабилитацию: теоретический подход, технологию работы, уровень развития и достижения конкретных детей.

По просьбе участников Зимней школы авторы подписали книги каждому слушателю, пожелав успехов и радости в деле освоения сурдопедагогики и сурдотифлопедагогики XXI века.




Персоналии: КИ О.И. Кукушкина кохлеарная имплантация А.И. Сатаева Множественные нарушения развития Е.Л. Гончарова слепоглухота Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» дети с КИ дети с бисенсорными нарушениями после КИ «3П-реабилитация» детей после КИ зимняя школа дети с ТМНР после КИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2013 год | 2012 год | 2011 год
Об институте
Исследователи
Исследования
Приоритеты
Каталог произведений
Политика конфиденциальности Обратная связь
Карта сайта
Противодействие коррупции
Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8, кор. 1
тел. +7 (499) 245-0452
факс +7 (499) 245-0452
info@ikprao.ru
Система Orphus © 2010-2018 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". Все права защищены
Переопубликация материалов с сайта разрешена только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «ИКП РАО»
Работает на: Amiro CMS